«Позитивное мышление как компонент психологического здоровья»
«Личность есть такая единственность и неповторимость,
которая является не только носителем сознания, мышления
чувствования и т.д., но вообще субъектом, который
сам же себя соотносит со своим окружением»
(А.Ф. Лосев, 1989)
Важнейшей социальной задачей образовательной организации (цивилизованного общества) является укрепление психического здоровья и обеспечение гармоничного развития подрастающего поколения. Здоровье детей является одной из основополагающих ценностей образования на современном этапе.
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности в течение всей жизни.
Позитивное мышление
(направленное на решение проблем, улучшение качества жизни)
как компонент психологического здоровья.
Многие считают, что наше здоровье зависит от питания, медицины, экологии, от человеческих отношений. Но мало кто задумывается, что наше здоровье и благополучие зависят от жизненной философии, составляющей принципы нашего мышления.
Каждый человек в своей жизни испытывал хотя бы раз такие чувства как обида, стыд, разочарование, тоска и т.п. Каждый человек абсолютно по-разному воспринимает эти ситуации: одни впадают в депрессию, другие наоборот – находят новые силы, цели, жизненные ориентиры.
Мышление, как и любое поведение, создает последствия. Если принять их во внимание, то можно классифицировать виды мышления по его положительным и отрицательным результатам. Мышление, которое создает стресс, называют патогенным мышлением, то есть мышлением, порождающим болезнь. Но мышление может быть и благотворным. Тогда это будет саногенное мышление. Чтобы быть здоровым и благополучным, нужно изживать в себе патогенное и культивировать саногенное мышление. Так возникла теория и практика саногенного мышления, автором которой является доктор психологических наук, кандидат философских наук, профессор Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, зав. каф. педагогики и медицинской психологии Юрий Михайлович Орлов.
Термин «саногенное мышление» отражает решение внутренних проблем, характеризует направленность мышления, основной ролью которого является создание условий для достижения целей самосовершенствования: гармония черт, согласие с собой и окружением, устранение плохих привычек, управление своими эмоциями, контроль своих потребностей.
Саногенное мышление способствует оздоровлению психики, снятию внутренней напряженности, устранению старых обид. Саногенное мышление осознанно, произвольно.
Патогенное мышление вполне нормальное, но содержит такие яркие черты, которые способствуют напряжению психики, формированию реакции и стереотипов поведения, вовлекающих человека в конфликт. И как следствие происходит ухудшение психического и соматического здоровья.
Таким образом, педагогу важно самому вырабатывать саногенное мышление и демонстрировать его образцы детям в ежедневном общении. Автор написал пособие для самостоятельного обучения Курс «СаноГенное Мышление». Он исходил из того, что самостоятельное обучение – это высшая форма обучения. По сути – это самостоятельный тренинг, неограниченный во времени, который способствует переформатированию мышления человека
В целях профилактики патогенного мышления у детей учителя и родители, используя ситуации естественного общения, должны научить их десяти наиболее важным элементам саногенного мышления:
1)
1. Любить себя. Школьник должен быть способен ценить себя.
Именно на этой основе ребенок сможет стать деятельным, реализовать свои возможности.
Очень важно научить детей:
- не считать себя глупыми;
- не злиться на себя, если чего-то боишься;
- не стыдиться, если испытываешь жадность;
- не разочаровываться в себе, если неловок, стеснителен, неуклюж.
Помочь ребенку полюбить себя – значит, прежде всего, переоценить некоторые наши взрослые установки, иррациональные предрассудки, изменить оценки поведения детей. Например. Вместо резко полярных определений «плохой-хороший» необходимо научиться признавать, что у каждого ребенка наряду с достоинством есть недостатки. Но это часть процесса взросления личности, а не преступление.
2. Уметь интерпретировать поведение. Если ребенок улавливает настроения людей, их недостатки, если его научили интерпретировать различные виды поведения, он не будет склонен огорчаться, например, в ситуациях противостояния товарищей, окрика учителя и др. Очень важно научить школьника интерпретировать свое собственное поведение в учебных инцидентах, которые обычно связаны с чувством обиды, несправедливости.
3. Уметь и не бояться общаться вербально. Важно не только научить детей объяснять истинное значение своих поступков, но и помочь окружающим людям правильно их понимать.
4. Понимать различие между мыслями и действиями. Педагог обязан помочь ребенку понять, что отрицательные мысли и воплощающие их в действия - это не одно и то же.
5. Интересоваться и задавать вопросы. Если взрослые хотят поддержать и развить данное качество, им необходимо учесть, что школьник не только должен любить задавать вопросы, но и знать, что есть разные способы найти на них ответы. Задача взрослых - поощрять любознательность ребенка, помогать находить ответы, тем самым способствовать развитию его интеллекта;
6. Воспринимать мир реалистичнее. Взрослые должны не ограждать любыми способами ребенка от сложных социальных проблем, а уметь на доступном уровне объяснить ситуацию, проанализировать ее причины и способы решения.
7. Не бояться неудач. Школьнику надо помочь понять, что обучение - это длительный процесс, где есть место пробам и ошибкам, удачам и неудачам. Единственный для ребенка способ выяснить, что он знает, а что не знает, это немного рискнуть. Ученик захочет ответить на вопрос, предложить вариант решения задачи, постараться узнать что-то новое, если педагог будет оценивать попытку, а не успех или неудачу.
8. Уметь доверять взрослым. Для школьника важно постоянство в попытках взрослых быть с ним честным.
9. Знать, в чем можно полагаться на взрослого. Школьнику следует знать, что существует много ситуаций и нужна помощь взрослого, ее надо уметь попросить. Это может казаться простым, но на удивление мало детей способны это сделать. Умение учителя, не обращаясь с ребенком как с маленьким, показать, что на него можно положиться, является важнейшим условием саногенного воспитания.
10. Думать самому. Педагог обязан уважать личность ребенка, его рождающиеся взгляды, симпатии, антипатии.
2)
Воспитание элементов саногенного мышления наряду с советами, рекомендациями, которые учителя и родители могут использовать в естественных ситуациях общения, психологи разрабатывают специальные игры, упражнения для целенаправленного формирования у детей навыков саногенного мышления. Конкретные игры и упражнения целесообразно подбирать в соответствии со спецификой возрастных психологических особенностей детей.
Психогимнастика для детей 6-8-летнего возраста. Можно использовать комплекс игр, разработанных на основе психокоррекционных программ Е.О. Смирновой, З.М. Богуславской, М.И. Чистяковой, Л.П. Стрелковой, Ф. Зимбардо. (см.: Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста.- М., 1991; Чистякова М.И. Психогимнастика.- М., 1990; Стрелкова Л.П. Уроки - сказки.- М., 1990; Зимбардо Ф. Застенчивость.- М., 1991.)
Психогимнастика для детей 9-10 летнего (и старше) возраста. Занятия проводить на основе рекомендаций Дж. Джампольски, предназначенных для воспитания внутреннего равновесия и оздоровления общения. Комплекс адресован детям, заканчивающим обучение в начальной школе (и подросткам), имеющим более высокий уровень самосознания, способным понять и правильно выполнить упражнения сначала под руководством взрослого, а затем самостоятельно. (см.: Джампольски Дж. Как обрести внутреннее равновесие и оздоровить отношения с окружающими. - М., 1990.)
Перед тем, как брать на вооружение комплекс упражнений, учителю необходимо самому в нем разобраться, прочувствовать значимость каждого положения. Каждый урок необходимо объяснить ребенку на ситуациях из его жизни, используя знакомые образы литературных персонажей. Уроки не обязательно использовать все в комплексе. Исходя из ситуации, целесообразно, в первую очередь, подбирать наиболее значимые для ребенка уроки и концентрировать его внимание именно на них. Хотя следует заметить, что уроки построены с соблюдением определенной логики, а использование всего комплекса в целом имеет смысл.
Не следует забывать, что упражнения подобраны в целях психокоррекции. Их надо использовать для формирования саногенного мышления в конкретных жизненных обстоятельствах в качестве реальной помощи ребенку.
Узкое, застывшее толкование приведенных выше упражнений в виде абстрактных этических правил может нанести вред процессу воспитания.
Занимаясь саногенным воспитанием ребенка, взрослые должны помнить, что в младшем школьном возрасте можно заложить лишь фундамент, на базе которого в дальнейшем человек может выработать жизненно важное качество - саногенное мышление.
Русские пословицы и поговорки могут быть использованы педагогом (психологом) в целях саногенного воспитания школьников. Использовать пословицы и поговорки необходимо те, где ярко заметна жизненная позиция, дан ценный совет, - все это может быть с успехом использовано в педагогическом процессе в целях саногенного воспитания детей. Прикрепление: |