Главная | Мой профиль | Выход | RSSПятница,  26.04.2024, 02:23

 МОУ "ШКОЛА №22 Г.ТОРЕЗА"


                                                                                                                                                            
                                                                                    





Меню сайта

Объявление [127] Поздравляем! [138]
Конкурсы [57] Патриотическое воспитание [250]
Уроки гражданственности Донбасса [5] Профилактика экстремизма и терроризма [30]
Страница психолога [63] Профориентация [42]
Безопасность жизнедеятельности [173] Аттестация [11]
Тематические недели [95] Методическая работа [104]
Вам, родители! [18] Лето на отлично! [93]
Профсоюз [4] Шахматы [15]
ГТО, ЗОЖ [47] Календарь [3]
Разговоры о важном [16] «Движение Первых» [6]
«Движение Первых»


Сайты и блоги
    наших   учителей      


Мы
 в социальных сетях







       Блог      школьной  
библиотеки
     




Дистанционная платформа для подготовки обучающихся к ГИА



Образовательный портал Классные-часы.Ру









http://uchitelya.com

Библиотека методических материалов для учителя




Онлайн-курсы:
Открытые видеолекции:
Видеоресурсы:

Вебинары:


Форма входа

Напишите нам
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема сообщения:
Текст сообщения*:
Оценка сайта:
Код безопасности*:


 

   

Оцените мой сайт
Всего ответов: 52



Праздники сегодня

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2020 » Май » 21 » Одиночество: позитивное содержание феномена

12:31

Одиночество: позитивное содержание феномена

Одиночество: позитивное содержание феномена

Одиночество отнюдь не редкость, не какой-то необычный случай, напротив, оно всегда было и остается главным и неизбежным испытанием в жизни каждого человека.

Томас Вульф

   Современный человек пребывает в условиях непрерывного информационного потока, который воздействует на психику, заставляя приспосабливаться и адаптироваться к новым реалиям. Социальное пространство, прежде всего Интернет, становится с каждым годом все доступнее, позволяет удовлетворять самое разнообразные запросы. Несмотря на это, проблема одиночества с каждым годом становится все актуальнее, она отличается сложностью и неоднозначность, так как для каждого человека одиночество воспринимается, исходя из личного восприятия и переживания данного феномена.

  Одиночество представляет собой социально-психологическое явление, которое характеризуется вынужденным или добровольным отделением личности от социума.     Одиночество – переживание состояния отчужденности человека от общества. Также можно утверждать, что состояние одиночества представляет собой временное ощущение собственной автономности, позитивное состояние отстраненности от проблем, неурядиц, которое позволяет сосредоточиться на внутренних переживаниях и набраться сил для дальнейшего решения жизненных проблем, конструктивных действий, будущих побед.

Понимание позитивной роли одиночества в развитии личности позволяет найти те внутренние основания (мотивы) выбора такого образа жизни, а также установить баланс между уединением и необходимостью (и желанием) поддерживать межличностные отношения. Очень часто именно творческая натура стремится к одиночеству, которое для нее выступает возможностью согласовать свои внутренние переживания и внешние обстоятельства, уравновесить эмоции и события и прислушиваться к своей музе. Состояние вдохновения в сочетании с одиночеством, обособленностью от внешней суеты позволит человеку творчества самореализоваться и найти истину.

   Одиночество можно дифференцировать на объективное и субъективное, позитивное и негативное.

   Объективная сторона одиночества – это общественные отношения и факты, принимающие в определенных условиях деформированный характер (аномия, отчуждение, изоляция). Иначе говоря, объективный аспект одиночества – это те условия, в которых существует человек, которые «располагают» к одиночеству, неизбежные обстоятельства, которые приводят к отчуждению, отстраненности, изоляции человека.

   Субъективная сторона одиночества (или – собственно одиночество) – непосредственные переживания личности своей отчужденности от других, общества в целом, что обусловлено деформацией связей человека с различными аспектами деятельности, относительно независимое от объективных условий и обладающее как негативным, так и позитивным потенциалом. Негативный характер одиночества имеет такие особенности: подчиняет себе другие психические процессы и состояния, нарушает внутреннюю целостность личности, влияет на мировосприятие, процесс коммуникации, деятельность человека, ее дальнейшие перспективы. Такой вид одиночества дестабилизирует жизнь человека, нарушает ее социальные связи, заставляет личность страдать, приостанавливает дальнейшее развитие, профессиональный и творческий рост, самореализацию. Страдания перекрывают путь положительным эмоциям и удовольствиям и могут привести даже к суицидальным попыткам.

    Позитивный смысл одиночества (одиночество как ресурс) заключается в том, что оно является неотъемлемой частью становления индивидуальности человека и, в целом, процесса первичной социализации. В дальнейшем в жизни уединение реализуется в следующих функциях: самопознание, саморегуляция, функция творчества и самосовершенствования, функция стабилизации психоэмоционального состояния, функция защиты «я» человека от деструктивных внешних воздействий. Положительное одиночество также позволяет личности отделиться на некоторое время от проблем и психотравмирующих ситуаций, упорядочивать события жизни, понять, куда двигаться дальше и как преодолеть препятствия.

   Понимание связи между негативным и позитивным аспектами одиночества позволяет говорить о том, что при определенных условиях (осознание одиночества, активной позиции по отношению к нему, опыт преодоления трудностей и препятствий, мотивированность одиночества) негативные проявления одиночества могут приобрести позитивный характер.

Представители экзистенциального подхода к осмыслению проблемы одиночества личности считают, что люди изначально одиноки: «Никто другой не может разделить с нами наши чувства и мысли; разобщенность – есть сущностное состояние наших переживаний». Человек всегда наедине принимает важные, судьбоносные решения, осознает свою сущность, материализует свое вдохновение в произведениях искусства, общается с творцом, находит истину.

   К. Мустакас выделяет значение различия между «суетой одиночества» и истинным одиночеством. «Суета одиночества – это система защитных механизмов, которая отделяет человека от решения важных житейских вопросов, постоянно его стремиться к активности. Истинное одиночество проистекает из конкретной реальности самого существования, а также вызвано различными жизненными ситуациями (смерть, развод, измена, трагедия, жизненные перемены), переживаемыми в одиночку». Человек должен перебороть свой страх перед одиночеством, пережить это и научиться позитивно его использовать. Если не можешь изменить ситуацию, говорят психологи, измени свое отношение к ней и твоя жизнь изменится к лучшему.

   Человек может испытывать внутреннее и внешнее одиночество. Внешнее одиночество является результатом случайного противоречия человека и социальной среды. Внешнее одиночество – следствие катастрофы, трагедии, объективных условий, которые физически отделяют человека от ближайшего окружения, социума, привычного образа жизни. Архетипом этого одиночества есть одиночество Робинзона Крузо. Но внешнее одиночество может быть следствием случая – конфликта, который разворачивается в рамках социума. В этом случае происходит психологическое отделение человека от социальной группы.

   Внутреннее одиночество является следствием внутриличностного конфликта, результатом противоречия человека с собой, который приводит к потере и поиску самотождественности и уже на этой основе – к противоречию человека и общества. И именно противоречие человека с собой, порождая внутреннее одиночество, становится предпосылкой действительного решения проблемы с объективным одиночеством человека, возвращая его к обществу. Пытаясь решить проблему, избавиться от чувства одиночества, найти единомышленников или вернуться к ближайшему окружению, человек действует конструктивно, восстанавливает связи, демонстрирует свои лучшие качества. От желания и мотивации зависит многое! Если человек к чему-то стремится, она будет искать возможности реализовать это в жизни. Внутреннее одиночество является не случайным. Оно позволяет человеку овладеть собой, измениться, самосовершенствоваться, познать свою сущность, обратиться к Богу, найти свой путь и реализовать себя.

   Истоки творчества в одиночестве. Очень часто произведения искусства является стремлением избавиться от одиночества или выразить свое одиночество, непохожесть на других. Справедливым является мнение о том, что культура является результатом творческого одиночества. Только в одиночестве человек-художник имеет возможность полностью сосредоточиться на процессе, погрузиться в свои чувства и мысли, отгородиться от внешних проблем и суеты.

   Одиночество есть ценность и наслаждение, если переходит в творчество. Это одиночество добровольно принятое, осознанное и естественное. Творческое одиночество не мешает человеку после акта вдохновения, творческого выражения вернуться к общению. Важное значение, в связи с этим, приобретает вопрос отношение ближайшего окружения личности до ее временного уединения. Гармоничные отношения позволяют удачно сочетать желания и возможности людей, предоставляя возможность каждому реализовать себя в любимом деле, профессии, творчестве, а с другой стороны всегда чувствовать присутствие близкого человека рядом, который понимает и принимает тебя такой как ты есть.

   Творческое одиночество – это свобода выбора того пути, который является максимально приемлемым для сущности творческой личности. Она позволяет выйти за пределы норм и обязанностей и творить, не разрушая отношения с другими.

   Итак, одиночество может иметь положительный смысл и быть тем конструктивным внутренним ресурсом, который позволит самодостаточной личности реализовать себя в мире. Как говорил Омар Хайям «Задумчивая душа склоняется к одиночеству».

 

Список использованных источников

1. Мустакас К. Игровая терапия / К. Мустакас. – М.: Речь, 2000. – 282 с.

2. Осипова О. В. Одиночество в психологии развития человека / О. В. Осипова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 42 (228). – С. 167-170. // https://moluch.ru/archive/228/53198/

3. Психология одиночества / Гасанова П.Г., Омарова М.К. [текст]. – Киев: Общество с ограниченной ответственностью «Финансовая Рада Украины» (Киев), 2017. – 76 с.

4. Хорни К. Невроз и личностный рост / К. Хорни. – СПб.: Изд-во Восточно-Европейского института психоанализа, 1997. – 316с.

5. Швалб Ю.М. Одиночество: Соц.-психол. пробл.: научно-популярная литература / Ю.М. Швалб, О.В. Данчева. – К.: Україна, 1991. – 270 с.

Материал подготовлен           

консультантом ЦПМПК        

Бондарь Г.И.

 

 

 

Прикрепление:
Категория: Страница психолога | Просмотров: 174 | Добавил: celendger | Теги: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск


Гиперссылки





Республиканская служба по контролю и надзору в сфере образования и науки



Центр дистанционного обучения

Отделы



Кафедры


Центры








Сайты  МОУ г. Тореза

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ «СПЕКТР» ГОРОДА ТОРЕЗА»
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 2 ГОРОДА ТОРЕЗА»
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 4 ГОРОДА ТОРЕЗА»
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 6 ГОРОДА ТОРЕЗА»
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №7 ГОРОДА ТОРЕЗА»
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 8 ГОРОДА ТОРЕЗА»
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 9 ГОРОДА ТОРЕЗА»
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 10 ГОРОДА ТОРЕЗА»

  • Сайты МУДО


  • МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЮНОСТЬ» ГОРОДА ТОРЕЗА»
  • МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОДСКАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ ГОРОДА ТОРЕЗА»
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ ДОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГОРОДА ТОРЕЗА»
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ГОРОДА ТОРЕЗА»








  • Библиотеки

    Донецкая РУНБ 

    им. Н.К. Крупской


    Донецкая РБ для молодежи


    Донецкая РБД  им. С.М. Кирова

    Архив


                        




    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz