Этот вопрос в один прекрасный момент встает перед подавляющим большинством родителей. В идеале отношения «учитель – родители» должны строиться на взаимопонимании и сотрудничестве. Учитель становится ближайшим советчиком родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Родители же, в свою очередь, принимают активное участие в школьной жизни своего ребенка. Но на практике так бывает далеко не всегда. И, стоит заметить, чаще в этом виноват не учитель, а, родители.
Правило первое: Учитель – тоже человек! И воспринимать его, и относиться к нему нужно как к человеку, ни больше и ни меньше. Как и любой другой человек, учитель болеет, у него могут быть проблемы в семье, строптивые дети, плохое настроение, в конце концов. Понятно, что это не повод выплескивать свои проблемы и негативные эмоции на окружающих, особенно на детей. Но... Бывает множество ситуаций, когда учителя вполне можно понять, а не требовать от него идеальности. Идеальных людей нет. И если случилась какая-то нестандартная ситуация, если назревает конфликт, прежде чем кидаться в драку, подумайте: а так ли уж неправ учитель? Наша терпимость, наше понимание, наше умение поставить себя на место другого, наша способность прощать – вот главный девиз, помогающий находить с людьми общий язык. В том числе и с учителями сына или дочки.
Правило второе: интересуйтесь школьной жизнью ребенка, почаще приходите к учителю, чтобы поговорить о своем маленьком (или не очень) ребенке: как говорится: как учится, как ведет себя, нет ли проблем в общении со сверстниками или учителями. Не пропускайте родительские собрания и не ограничивайтесь только лишь собраниями. Ваша искренняя заинтересованность школьной жизнью будет оценена учителем. Да и делаете вы это ради своего ребенка.
Правило третье: прислушивайтесь к учительским советам, рекомендациям и просьбам! Как правило, учитель проводит с вашим ребенком гораздо больше времени, чем вы сами. Особенно это касается учеников начальной школы. Ему порой заметно то, что может укрыться от родительских глаз, пусть даже очень внимательных и любящих. Кроме того, имея специальное образование, учитель зачастую видит выходы из тех или иных ситуаций гораздо лучше психологов и педагогов-самоучек, коими вынуждены стать, приобретая родительский статус. И совет опытного профессионала будет не лишним. Следовать ему или нет – дело ваше. Но в любом случае нужно быть благодарным человеку, который искренне хочет помочь.
Правило четвертое: проявляйте инициативу и оказывайте учителю посильную помощь. Даже если вы работаете, даже если совсем мало свободного времени. Не отгораживайтесь дежурно фразой о том, что «пусть общественными делами занимаются неработающие мамы». Каждый, даже очень занятый родитель может хоть чем-то помочь классу: распечатать методички на компьютере, помочь закупить продукты для сладкого стола, постирать шторы, поучаствовать в организации праздника и пикника, украсить классную комнату к Новому году… Этим вы поднимете свой авторитет в глазах не только учителя, но и собственного ребенка.
Правило пятое: постарайтесь сами соблюдать школьную дисциплину. В каждой школе существуют свои нормы и правила. Нередко они кажутся нам совершенно дурацкими. Но это не повод их не выполнять, тем более что глупыми они могут быть только с нашей точки зрения, а с точки зрения учебного процесса – они вполне резонны и оправданы. Если учитель просит вас звонить и сообщать о болезни ребенка в первый же день, сделайте это. Поверьте, для учителя – это не праздный интерес. Педагог несет ответственность за каждого своего ученика и имеет право знать о том, где он и что с ним. Если вас просят приносить справки вовремя, то и это не для того, чтобы создать вам лишние проблемы. Следите, чтобы ребенок не опаздывал в школу, носил сменную обувь и школьную форму установленного образца. Все это непременно скажется и на ваших отношениях с учителем. Всегда приятно иметь дело с человеком умным, серьезным и ответственным.
Правило шестое: не обижайтесь на поучительный тон. Это профессиональная привычка большинства педагогов. И не принимайте близко к сердцу замечания, которые пишет учитель в дневник ребенка, например, о том, что школьник регулярно забывает карандаш или частенько нарушает дисциплину. Учитель делает это не для того, чтобы вас обидеть, унизить, показать, что вы не слишком хороший родитель, раз не можете проконтролировать, готов ли ваш ребенок к уроку, или призвать его к порядку. Он просто обращает ваше внимание на недочеты, которые случаются у каждого, не только у вас и вашего малыша. И это стоит воспринимать как личное оскорбление. Лучше спокойно сделать выводы и принять меры к тому, чтобы замечаний было как можно меньше.
Правило седьмое: сдерживайте свои эмоции. Открытый конфликт никому не пойдет на пользу. Если вы считаете нужным высказать свою точку зрения – выскажите ее, но сделайте это как человек воспитанный и цивилизованный. И помните: неразрешимых проблем не существует. Из всякой спорной ситуации можно найти достойный выход, который удовлетворит обе спорящие стороны.
Прикрепление: |