Как помочь ребенку в учебе: рекомендации родителям.
Чаще всего предметом обсуждения педагогов и родителей становятся вопросы, связанные с ухудшением успеваемости школьника.
Возможные причины школьной неуспеваемости:
- У ребенка не сформирована мотивация к учению;
- Он не владеет способами и приемами учебной деятельности;
- Не сформированы психические процессы: мышление, внимание, память;
- Преобладает авторитетный стиль родительского воспитания в семье или обучения в школе;
Хотелось бы обратить внимание на два аспекта, связанных с проблемой снижения успеваемости.
Во-первых, позиции обучающихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости расходятся, что снижает эффективность их усилий.
Обучающиеся объясняют неуспеваемость:
- Наличием плохой памяти, слабого внимания, неумением сосредоточиться, т.е. индивидуальными способностями;
- Сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса;
- Профессиональной некомпетентностью учителей.
Учителя считают, что:
- Школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т.п.;
- Родители плохо помогают детям в учебе;
- Программы обучения слишком сложны.
Родители называют такие причины:
- Недоступность программы, ее сложность;
- Высокие требования, предъявляемые педагогами обучающимся;
- Недостаточные способности детей, точнее, их отсутствие.
Во-вторых, рекомендуя родителям принять меры, способствующие улучшению успеваемости детей, педагог часто ограничивается общими положениями, не учитывая индивидуальные и психологические особенности детей и родителей, дает примерно такие советы: «надо больше заниматься с ребенком дома», «боритесь с его ленью», «усильте контроль выполнения учебных заданий», «наймите репетитора» и т.д.
Невысокая эффективность таких рекомендаций является причиной разочарований и неудовлетворенности родителей общением с педагогами, недооценки своих возможностей по преодолению трудностей в учебе детей, безверия, а также неадекватности действий, к которым они прибегают. Нередко такие меры не помогают, а мешают, подрывают здоровье и психику ребенка, снижает и без того невысокий интерес к знаниям и учебе, инициативу и самостоятельность.
Родителям необходимо помнить:
1. Ребенок остаются ребенком и в школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, и нужно время, чтобы он стал таким сознательным, каким его хотят видеть взрослые.
2. В школе и дома должна осуществляться особая организация обучения.
Необходимо:
- Уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов;
- Задачи ставить ясно и четко;
- Обучить приемам и способам учебной деятельности, научить ребенка пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их применения; содействовать развитию умственных способностей и познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи и др.)
3. Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, т.е.:
- Иметь представление о его проблемах и достижениях и верить, что он обязательно преуспевает в жизни;
- Повышать уверенность ребенка в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома;
- Способствовать развитию самоуважения, формировать реалистичную самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу с реальными достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребенка с его предыдущими результатами, а не с успехами других детей;
- Относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины; при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности, понимают, что они желанны и любимы;
- Постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим служить примером.
Прикрепление: |