Главная | Мой профиль | Выход | RSSПятница,  19.04.2024, 03:19

 МОУ "ШКОЛА №22 Г.ТОРЕЗА"


                                                                                                                                                            
                                                                                    





Меню сайта

Объявление [127] Поздравляем! [138]
Конкурсы [57] Патриотическое воспитание [250]
Уроки гражданственности Донбасса [5] Профилактика экстремизма и терроризма [30]
Страница психолога [63] Профориентация [42]
Безопасность жизнедеятельности [173] Аттестация [11]
Тематические недели [95] Методическая работа [104]
Вам, родители! [18] Лето на отлично! [93]
Профсоюз [4] Шахматы [15]
ГТО, ЗОЖ [47] Календарь [3]
Разговоры о важном [16] «Движение Первых» [6]
«Движение Первых»


Сайты и блоги
    наших   учителей      


Мы
 в социальных сетях







       Блог      школьной  
библиотеки
     




Дистанционная платформа для подготовки обучающихся к ГИА



Образовательный портал Классные-часы.Ру









http://uchitelya.com

Библиотека методических материалов для учителя




Онлайн-курсы:
Открытые видеолекции:
Видеоресурсы:

Вебинары:


Форма входа

Напишите нам
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема сообщения:
Текст сообщения*:
Оценка сайта:
Код безопасности*:


 

   

Оцените мой сайт
Всего ответов: 52



Праздники сегодня

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2020 » Май » 11 » Формирование адекватной самооценки у ребёнка

08:53

Формирование адекватной самооценки у ребёнка

Формирование адекватной самооценки у ребёнка

Самооценка — это то, как личность оценивает себя: свои возможности, свойства характера, чувства и поступки, как определяет себе место среди других людей.

Как и все другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, где основная роль принадлежит семье.

Адекватная самооценка, уровень притязаний играют важнейшую роль в формировании личности ребенка. Характерные проявления адекватной самооценки, когда ребёнок объективно воспринимает свои достоинства и недостатки, успехи и ошибки. А неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир ребёнка и мешает гармоничному развитию личности в целом.

Известно, что главное желание родителей — чтобы их ребёнок вырос счастливым и успешным. Поэтому, важно понимать основные особенности формирования адекватной самооценки у детей в процессе воспитания с самого раннего возраста. Именно в семье ребёнок узнаёт, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Нередко можно слышать: «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!», «Другие дети лучше тебя справляются» и другие сравнительные характеристики. В этих случаях родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребёнка о себе, что потом негативно может проявляться в его поведении в школьном возрасте.

Детям с адекватной самооценкой, свойственны такие качества, как общительность, находчивость, бодрость, чувство юмора, желание идти на контакт, они активно и охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они часто отказываются участвовать в играх, потому что боятся не справиться с заданием или оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются.

Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и эмоционально переживают, если это им не удаётся.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребёнка можно услышать: «Я – самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». У таких детей проявляется агрессия по отношению к тем, которые тоже хотят быть лидерами.

Главная функция семьи заключается в том, чтобы при формировании адекватной самооценки у ребёнка и способности его социальной адаптации, исходили из его реальных возможностей.

Основные правила, способствующие формированию

адекватной самооценки у ребёнка:

§ Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить (рисовать... подметать)».

В этих случаях ребенок не может сохранить интерес и желание к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах и способностях. Именно с переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых, начинается невротическое развитие ребёнка.

§ Недопустимо, чтобы негативная оценка деятельности ребёнка распространялась на его личность, то есть критика должна относиться к поступку, к проявлению негатива в его поведении.

Оценка личности формирует комплекс неполноценности, следовательно, и неадекватную заниженную самооценку и уровень притязаний.

§ Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребёнку. Дети реагируют не только на содержание оценки, но и на эмоциональную интонацию, в которой заключено отношение к ребёнку.

§ Нельзя сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой – формируют негативизм, эгоизм, зависть и агрессию, как механизм самозащиты.

§ Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Уметь проявить поддержку в сложных ситуациях. Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи, без снижения самооценки.

§ В отношении к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказывающего тона к ласковому задабриванию.

Рекомендации родителям

по формированию адекватной самооценки у детей

1. Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.

2. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.

3. Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут в чем – то лучше его.

4. Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка.

Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.

5. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

6. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Таким образом, соблюдение родителями вышеперечисленных правил и рекомендаций в воспитании детей, обеспечит наиболее благоприятное развитие детской психики, а также формирование адекватной самооценки и уровня притязаний, что будет способствовать эффективной социальной адаптивности.

Составитель: Голуб И.Е., методист ГУ «Донецкий республиканский учебно-методический центр психологической системы образования»

 

Автор: Методический центр г. Тореза 

 

Прикрепление:
Категория: Страница психолога | Просмотров: 160 | Добавил: celendger | Теги: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск


Гиперссылки





Республиканская служба по контролю и надзору в сфере образования и науки



Центр дистанционного обучения

Отделы



Кафедры


Центры








Сайты  МОУ г. Тореза

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ «СПЕКТР» ГОРОДА ТОРЕЗА»
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 2 ГОРОДА ТОРЕЗА»
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 4 ГОРОДА ТОРЕЗА»
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 6 ГОРОДА ТОРЕЗА»
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №7 ГОРОДА ТОРЕЗА»
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 8 ГОРОДА ТОРЕЗА»
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 9 ГОРОДА ТОРЕЗА»
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 10 ГОРОДА ТОРЕЗА»

  • Сайты МУДО


  • МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЮНОСТЬ» ГОРОДА ТОРЕЗА»
  • МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОДСКАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ ГОРОДА ТОРЕЗА»
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ ДОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГОРОДА ТОРЕЗА»
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ГОРОДА ТОРЕЗА»








  • Библиотеки

    Донецкая РУНБ 

    им. Н.К. Крупской


    Донецкая РБ для молодежи


    Донецкая РБД  им. С.М. Кирова

    Архив


                        




    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz