Занимательная грамматика
Однозначные и многозначные слов.
Придумайте как можно больше слов по схеме -о-о-о-. Поясните их значение.
колобок, хоровод, волосок, потолок, молоток, порошок, колокол, монолог, договор, носорог.
Попробуйте найти многозначное слово в стихотворении А.Шибаева
Вот шофёр какой чудак:
Он поесть не мог никак.
Потому что спозаранку
Он крутил-вертел баранку.
А зачем крутил – вертел?
Лучше взял бы да и съел!..
Какие значения есть у слова баранка? Почему шофёр не мог её съесть?
Есть баранка – кондитерское изделие и есть баранка - руль автомобиля.
А что общего у этих предметов? Они оба круглой формы.
Вспомните, чем похожи шляпка гриба и шляпка- головной убор, колокольчик – цветок и колокольчик – звонок? Они похожи формой.
Но сходство может быть и в другом. Общим может быть не внешний вид, а какой-то признак. Послушайте стихотворение.
Я знаком с одним моржом,
Ест он кашу, пьёт боржом,
Очень любит эскимо.
Вместе ходим мы в кино.
Я к моржу домой хожу,
С ним за партою сижу.
Он среди моржей один
Не видал холодных льдин.
Не видал он даже моря.
Этот морж – Морковкин Боря.
Он спортсмен, приятель мой,
Он купается зимой.
(А.Стройло)
Многозначные слова имеют всегда какой-то общий признак.
|